СМИ & НПО

Свободой слова в Таджикистане не пахнет
Нападения на журналистов, угрозы расправы
11.09.08

Постсоветское пространство: свободой слова не пахнет

Конкурс на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан прошел с грубейшими нарушениями норм законодательства, его итоги должны быть отменены. С таким заявлением выступила исполнительный директор Национальной Ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева. Об этом и других событиях – в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. Нападения на журналистов, угрозы расправы

Таджикистан

В Кулябском районе (Хатлонская область) за опубликованную критическую статью избит журналист республиканского независимого еженедельника "Миллат" ("Нация") Джурахон Кабиров. Об этом сообщает Мониторинговая служба Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) 1 сентября. В сообщении отмечается, что председателю джамоата (общества) "Кулоб" Зайниддину Олимову не понравилась статья "Не наводите тень на плетень" с критикой Олимова, вышедшая в номере №32 от 7 августа После выхода статьи, Олимов стал преследовать журналиста Кабирова, который является автором статьи. "Олимов даже гнался за ним по улице города на своей легковой автомашине. Однако, когда журналист попытался скрыться, Олимов догнал его и начал избивать", - отмечает Мониторинговая служба.
Сам Кабиров заявляет, что это не первый случай его избиения со стороны председателя данного джамоата.
"Так, после публикации в этой же газете статьи "Куда катит нас председатель?" где в критической форме говорилось о фактах незаконного распределения земельных участков председателем джамоата, Олимов схватил журналиста и грозил расправиться с ним, - подчеркивает НАНСМИТ. - Автор с негодованием задается вопросом: "Что же будет с нами - журналистами, если за каждый критический материал нас будут избивать?" и, обращаясь к правоохранительным органам, просит оказать ему содействие".

II. Юридическое и судебное преследование журналистов

Казахстан

2 сентября Межрайонный экономический суд Караганды повторно рассматривал спор между владельцем торгово-развлекательного комплекса "Сити мол" О. Сундуковским и редакцией карагандинского еженедельника "Взгляд" из-за статьи, где возведенный комплекс журналист сравнила по форме с сундуком. Газета имела в виду архитектурные особенности самого сооружения, однако его владелец усмотрел в этом личное оскорбление и подал иск, требуя выплатить ему десять миллионов тенге за причинение морального вреда и умаление деловой репутации.
В первый раз суд вынес заочное решение, обязав редакцию выплатить истцу один миллион тенге. Оно было отменено. Теперь дело рассматривается повторно.
Параллельно редакция обратилась в суд со встречным иском. Журналисты просят, во-первых, компенсировать им моральный ущерб, причиненный "своим ранящим эстетическое чувство восприимчивых граждан (и организаций) видом здание "Сити мол"". Требуемая компенсация — семь тенге.
Но если символические суммы взыскания в судебной практике страны не новость, то второе требование явно беспрецедентное – "Обязать вдохновителя первоначального иска господина Сундуковского Олега Георгиевича в полнолуние с приспущенными штанами семь раз обежать вокруг здания "Сити мол".

Таджикистан

Как сообщает 5 сентября информационное агентство "Азия-Плюс", общественно-политическая газета "Нигох" заявила о судебных преследованиях последние несколько месяцев. Как сообщил "АП" учредитель газеты "Нигох" Саймуддин Дустов, 5 июня минувшего года еженедельник опубликовал открытое письмо жительницы Душанбе Зульфии Алиевой, которая на страницах газеты рассказала о мошенничестве со стороны гражданина Сайфулло Лоикова, который был посредником в незаконной продаже квартиры З. Алиевой.

По словам источника, через неделю в редакцию "Нигох" пришёл человек, представившийся Сайфулло Лоиковым, и опровергнул указанные в газете факты, причем опровержение было опубликовано в следующем номере еженедельника.
Несмотря на это, С. Лоиков обратился в суд с иском в отношении З. Алиевой и еженедельника "Нигох". В своем исковом заявлении, поданном в суд столичного района Сино, он требует компенсацию за нанесенный моральный ущерб 30 тысяч сомони.
***

4 сентября стало известно о том, что прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело в отношении журналиста Турсунали Алиева, опубликовавшего 12 сентября 2007 года в газете "Тонг" фельетон "Как не стыдно председателю..." В статье речь шла о деятельности бывшего председателя Джаббарасуловского района Аюбджона Очилова, который после публикации фельетона был снят с занимаемой должности. Вслед за этим прокуратурой Джаббаррасуловского района было возбуждено уголовное дело. Однако через некоторое время оно было приостановлено в связи с отсутствием состава преступления. Теперь прокуратура обвиняет журналиста по статье 135, ч.3 (клевета) Уголовного кодекса РТ.

III. Иные формы давления на редакции и журналистов. Случаи конфликтов с властью и политическими организациями

Азербайджан

2 сентября Сабаильский районный суд Баку отклонил иск журналиста газеты "Мухалифат" Яшара Агазаде в отношении против председателей Счетной палаты Гейдара Асадова и закрытого акционерного общества "Азеригаз" Алихана Меликова. Поводом обращения в суд послужило то, что журналисту отказали выдать составленный акт о результатах проверки, проведенной Счетной палатой и Министерством финансов в "Азеригаз".
Районный суд, посчитав необоснованным иск журналиста, вынес решение о неудовлетворении жалобы.

Беларусь

3 сентября были обнародованы результаты анализа освещения (упоминания) кандидатов в депутаты палаты представителей в прессе города Орша. В качестве объектов для анализа были взяты обе издающиеся в Орше газеты – государственная "Аршанская газета" и частная – "Телеком Экспресс". Наблюдатели выяснили, что фамилия кандидата в депутаты по Оршанскому Днепровскому округу № 27 Владимира Адашкевича упоминается с момента объявления выборов в общей сложности 11 раз, а фамилия его соперницы, кандидата от объединенных демократических сил (ОДС) Анны Левченковой всего 1 раз, сообщает кампания "Правозащитники за свободные выборы".
По Оршанскому Городскому округу № 26 фамилия кандидата Владимира Жерело, начальника Белорусской железной дороги встречается 16 раз, в то время как его соперника, представителя оппозиции Владимира Юржица только 2 раза. Причем фамилии кандидатов от оппозиции упоминаются исключительно в официальных сообщениях о регистрации кандидатов и регистрации инициативных групп, в то время как их соперникам, пользующимся поддержкой властей, отводится площадь газетных полос для больших статей, зачастую с фотографиями на полстраницы.

***

4 сентября правительственная газета "Рэспубліка" отказалась публиковать совместную программу трех кандидатов от Объединенной гражданской партии (ОГП). В ОГП заявляли, что им отказано из-за того, что в документе содержится жесткая оценка ситуации в Беларуси. В редакции же отказ объясняют тем, что кандидаты вместо своих персональных программ (по 4 тысяч знаков каждая) предложили опубликовать партийную платформу объемом 12 тысяч знаков. После вмешательства в конфликт представителей ЦИК, газета согласилась опубликовать программу кандидатов от ОГП, но только после того, как партийцы внесут в ее текст некоторые изменения.
Как заявил представитель ЦИК Николай Лозовик, "пускай публикуют, но они не должны использовать в своих выступлениях высказывания оскорбительного либо клеветнического характера".
Как отмечает председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина, несмотря на то, что предвыборные выступления кандидатов от оппозиции пока звучат без сокращений, демократизацией избирательного процесса это считать нельзя.
"Это не свобода слова. По-прежнему не проводятся дебаты, не ведется дискуссия. У людей нет возможности сравнивать программы, позиции разных кандидатов. Выступления, звучащие и публикуемые в СМИ, — это лишь возможность высказать свое мнение. Причем, я бы отметила, в не очень удобное время и в очень сжатом объеме", — отмечает Ж. Литвина.

***

Активист гражданской кампании "Европейская Беларусь" Яков Перчик был задержан 4 сентября в Гродно за распространение газеты "Выбор". Материалы газеты посвящены теме бойкота предстоящих "парламентских выборов".
За распространение газеты в отношении активиста был составлен протокол по статье 17.1 КоАП (мелкое хулиганство). Данная статья традиционно используется сотрудниками милиции для давления на оппозицию, в том числе для того, чтобы скрыть политические мотивы арестов демократических активистов. Через несколько часов после задержания Якова Перчика освободили.

Грузия

Телекомпания "Кавкасиа" заявила, что проведет самостоятельное расследование факта выхода из строя передающего оборудования, которое произошло 1 сентября.
Поломка была быстро устранена, и уже на второй день "Кавкасиа" возобновила работу, однако у руководства остались вопросы по поводу произошедшего. В частности, директор телекомпании Нино Джангирашвили заявила, что не было никаких причин для выхода из строя передатчика.
"У него несколько блоков питания, и полностью вывести их строя не сможет даже самое сильное в мире замыкание. Исключается также версия об устаревании оборудования - мы купили передатчик в 2001 году, а за 7 лет он не мог так уж сильно устареть" - заявила она.
Руководство телекомпании считает произошедшее, как минимум, странным, хотя пока не делает категоричных заявлений.

Казахстан

Конкурс на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан прошел с грубейшими нарушениями норм законодательства, его итоги должны быть отменены. С таким заявлением 1 сентября выступила исполнительный директор Национальной Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, член Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в РК Шолпан Жаксыбаева.
На конкурс были выставлены телевизионные каналы дециметрового диапазона в 18 городах Казахстана – Алматы, Астана, Талдыкорган, Кокшетау, Тараз, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Актау, Атырау, Уральск, Костанай, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей, Караганда, Жезказган. А претендентов оказалось всего трое. ТОО "Zet-ТВ" претендовало на вещание в городе Костанай, ТОО "Радиокомпания "Тандем" - в Актау, а ТОО "Телекомпания "Эра" - на все города.
Правила проведения конкурса на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан предусматривают, что на один телевизионный канал должны претендовать как минимум два конкурсанта. Таким образом, конкурс по 16-ти городам должен быть признан несостоявшимся, так как на телевизионные каналы в этих городах было заявлено только по одному претенденту. Однако, вопреки букве закона, Комиссия большинством голосов проголосовала за то, чтобы все 18 каналов, выставленных на конкурс, достались ТОО "Телекомпания "Эра".
"На протяжении нескольких последних лет у малого регионального бизнеса нет даже шансов на получение теле- и радиочастот в своих городах. Частоты, как и в этом случае, заранее распределяются и отдаются с соблюдением внешних признаков конкуренции и прозрачности, но на самом деле волевым решением, собственникам крупных национальных сетей. А это, как правило, люди, имеющие влияние в правительстве", - говорится в Обращении Национальной Ассоциации телерадиовещателей Казахстана к Президенту и другим высшим должностным лицам страны.
Напомним, что накануне конкурса в ряде СМИ появились публикации о том, что фактическим владельцем телекомпании "Эра" стал премьер-министр Карим Масимов.

Молдова/Гагаузия

29 августа большинством голосов депутатов Народного собрания Гагаузии был распущен Наблюдательный совет общественной компании "Телерадио Гагаузия". Башкан (глава) автономии Михаил Формузан считает решение депутатов закономерным.
На специальной встрече с представителями СМИ автономии, которая состоялась 1 сентября, Михаил Формузал напомнил, что он не промульгировал "Закон о телевидении и радио" в прошлом году, но "депутаты преодолели вето башкана и приняли закон в том виде, в котором они сочли необходимым его принять". По его словам, "Исполком предупреждал, что этот закон не позволит эффективно развиваться телевидению".
Как сообщил башкан Михаил Формузал, общественная компания "Телерадио Гагаузии" ежегодно финансируется в общей сложности на сумму 2 миллиона леев (более 200 тыс. долларов США). "На будущий год нам говорят, что нужно уже больше денег, нужно 2,5 миллиона, нужно 4 миллиона лей+ Но во всём должна быть отдача и тратить бездумно огромные средства, как это было раньше, Исполком не позволит. Эти деньги должны приносить пользу Гагаузии, они должны быть эффективно использованы", - добавил башкан.
На пресс-конференции, состоявшейся 4 сентября, председатель Общественной компании "Телерадио Гагаузии" Екатерина Жекова заявила о незаконности постановления Народного собрания автономии о роспуске Наблюдательного Совета компании.
По словам директора, компания подвергается давлению со стороны властей автономии, журналистам настоятельно не рекомендуют выпускать в эфир проблемные материалы, касающиеся недостатков работы органов власти.
Она утверждает, что башкан Михаил Формузал необоснованно обвиняет компанию в неправильном начислении зарплат, угрожая возбуждением уголовного дела, хотя Жекова обратилась с просьбой в Народное собрание организовать проверку.
Ее возмущает, что при хронической нехватке средств компании грозят в 2009 г. урезать расходы еще наполовину.
Председатель Наблюдательного Совета Михай Дарадур назвал решение о роспуске "очередной попыткой подавить демократические процессы в автономии".
"Совет рассматривает подобные заявления депутатов как стремление установить жесткий контроль и цензуру на региональном ТВ и радио, что может привести к общественно-политической дестабилизации в регионе", - говорится в заявлении Совета.
Руководство компании подчеркнуло, что оставляет за собой право обратиться в суд.

IV. Ограничение доступа к информации

Азербайджан

В связи с президентскими выборами в Азербайджане сформирована Группа по прессе при Центральной избирательной комиссии. Как передает информационное агентство Day.Az. 4 сентября, в эту группу вошли телеканалы - AzTV, ANS, "Lider", ITV, "Space"; информационные агентства - "АзерТадж", АПА, "Олайлар", "Туран"; газеты - "Ени мусават", "525-ci qezet", "Азербайджан". Однако в нее не были включены русскоязычные СМИ.
На вопрос, почему в Группу по прессе не вошли русскоязычные СМИ, в ЦИк заявили, что государственный язык - азербайджанский, поэтому нет никакой необходимости в русском языке.

***

4 сентября в Ясамальском районном суде Баку под председательством судьи Хагани Тагиева прошло подготовительное заседание по рассмотрению иска журналиста газеты "Мухалифат" Яшара Агазаде против сотовой компании "Azercell Telekom". Поводом обращения в суд послужило то, что на информационный запрос журналиста, направленный президенту компании "Azercell Telekom" Халиму Атешу, не последовал ответ.
Судебное рассмотрение назначено на 15 сентября.

Комментарий юриста Центра экстремальной журналистики Виктории Блонской (IV.Азербайджан)

Закон Республики Азербайджан "О средствах массовой информации" в ст. 8 закрепил "средства массовой информации имеют право получать оперативные и достоверные сведения об экономическом, политическом, общественном и социальном положении в обществе, деятельности государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений, политических партий, должностных лиц. Это право не может быть ограничено, кроме случаев, указанных в законодательстве Азербайджанской Республики". Информация предоставляется СМИ на основании письменного или устного запроса.
"Письменный запрос о получении информации рассматривается в порядке и в сроки, установленные законодательством Азербайджанской Республики. В случае, если в указанные законом сроки указанная информация теряет свою оперативность, на запрос должен быть дан безотлагательный ответ, а если это не представляется возможным — не позднее 24 часов.
Представитель средства массовой информации в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики имеет право подать жалобу на отказавшиеся предоставить информацию государственные органы, муниципалитеты, учреждения, предприятия и организации, общественные объединения, политические партии или должностных лиц" (ст. 8 Закона РА о СМИ).
Таким образом, законодательством закреплен порядок и сроки предоставления СМИ информации только государственными и муниципальными органами и организациями. Журналист Яшара Агазаде обжалует отсутствие ответа на редакционный запрос информации, обращенный в частную организацию. Должны ли частные организации реагировать на запросы СМИ и соблюдать установленные законом (для гос. и муниципальных организаций) сроки? Надеемся, что ответ на эти важные для журналистов вопросы, будет найден в судебном решении по делу Яшера Агазадзе.

Тип события / Количество случаев
Нападения на журналистов, угрозы расправы
1 – Таджикистан
Юридическое и судебное преследование журналистов
1 - Казахстан
2 –Таджикистан
Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями
1 –Азербайджан
3 –Беларусь
1- Грузия
1 –Казахстан
1 –Молдова/Гагаузия
Ограничение доступа к информации
2 –Азербайджан


Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)
ИА МиК - информационно-аналитическое агентство



Новости ЦентрАзии

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ:
 Президент & Семья
 Правительство & Кадры
 Слухи & Скандалы
 Партии & Оппозиция
 Бизнес & Проекты
 СМИ & НПО
 Общество & Культура
 Геополитика & Война
 Соседи & Союзники
РЕКЛАМА:
ССЫЛКИ:


Президент Таджикистана
Минфин Таджикистана
МИД Таджикистана
МВД Таджикистана
Нацбанк Таджикистана
Госкомстат Таджикистана
Торгово-Промышленная Палата
ASIA-Plus
AVESTA
Радио ОЗОДИ
НИАТ "Ховар"
НАНСМИТ
ЦентрАзия
Новости Казахстана



Copyright 2016 © Ariana | Контакты
Рейтинг@Mail.ru Таджикистан